Воскресенье
17.12.2017
13:05
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Ассоциация многодетных матерей (семей) г.Харькова "АММА"
Главная Регистрация Вход
ПОСТ - Форум »
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Духовное богатство многодетных семей » Православные традиции » ПОСТ (Введение)
ПОСТ
МаргаритаДата: Суббота, 05.03.2011, 21:16 | Сообщение # 1
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 203
Награды: 3
Репутация: 2
Статус: Offline
Итак, вы решили начать поститься или для начала хотя бы узнать побольше о том, что же такое православные посты. Первое, что необходимо знать: пост нельзя начать тогда, когда вам этого захотелось, - тогда это будет не пост, а простое ограничение в пище. Всего на Руси издавна соблюдается в течение года четыре многодневных поста и каждый - в строго определенное время. Великий пост начинается за 49 дней до Пасхи и заканчивается Пасхой, определенной даты его начала нет, так как и Пасха приходится всегда на разные числа месяца - апреля или мая. Петров пост, или пост Святых Апостолов, начинается через 57 дней после Пасхи и заканчивается в день Петра и Павла, 12 июля, имея таким образом, всегда разную протяженность. Успенский двухнедельный пост длится с 14 по 27 августа. Рождественский, или Филиппов, сорокадневный пост— с 28 ноября по 6 января.
Лучше всего начинать поститься с Великого Поста.Но при этом надо помнить, что к посту нужно сначала подготовиться, нельзя вступить в пост одним махом, враз. И душе, и телу для этого требуется определенная перестройка. Лучше об этом не сказать, чем сказано в сборнике епископа Иустина: «К посту надо приготовлять себя постепенно, разом сделаться постником нельзя... Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают безмерно поститься. Таковых пост не прочен, не полезен, а скорее вреден: они или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны, - без толку злятся на всех и все, или же пост делается для них невыносимым, и они бросают его... Каждый обрати полное внимание на свой желудок и определи - сколько ему требуется в сутки пищи и пития, потом понемногу уменьшай количество употребляемой пищи и доведи его до того, чтобы больше уже нельзя было сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, неспособности к делу...»
В самом деле, если мы до этого ели столько, сколько хотели, и даже больше, - в другой режим организм нужно переводить потихоньку, плавно, понемножку. А потому, приняв решение поститься, не спешите. Подготовиться нужно и физическими морально. Физически - уже накануне поста начать постепенно сокращать объем своего питания, подумать о том, как часто вы едите просто так, по привычке, даже если аппетита нет, - и отказаться от таких приемов пищи, приучить себя вставать из-за стола с чувством, что вы немного недоели, а не с ощущением переедания, а также обдумать заранее свой рацион во время поста, тот набор продуктов, который вам понадобится. Морально - нужно, конечно же, узнать о смысле поста, о его значении, желательно также познакомиться с молитвами, посетить храм.
 
МаргаритаДата: Суббота, 05.03.2011, 21:20 | Сообщение # 2
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 203
Награды: 3
Репутация: 2
Статус: Offline
Великий пост, начинаясь за 49 дней до Пасхи, длится 40 дней, а затем к нему присовокупляются еще восемь постных дней - Лазарева суббота. Вербное воскресенье и шесть дней Страстной недели: Страстная неделя - это неделя, когда Христос претерпел наибольшие страдания, или, как говорили раньше, «страсти». В пятницу Страстной недели Христос взошел на Голгофу и был распят на кресте. Собственно, весь Великий пост проводится именно в знак скорби по распятому Христу, в знак единения с ним, в знак того, что мы осознали свои ошибки, покаялись в своих грехах и готовы быть вместе с Христом в его страданиях, быть с ним, а не с теми, кто распял его. Вот какой огромный смысл несет в себе Великий пост! Таким образом мы подтверждаем, что не отрекаемся от Бога даже в самые тяжелые минуты, мы всегда с ним, не только в радости, но и в горе.
Первая неделя Великого поста отличается особой строгостью. В течение этой недели ограничения в потреблении пищи максимальные. Еще в XIV веке в Великопостном уставе были закреплены очень строгие правила этого поста. В наше время правила для мирян, то есть людей, не имеющих отношения к монашеству и церкви, стали менее строгими. И все же познакомимся с первоисточником - с теми правилами, которые вводились для Великого поста изначально.
Первые два дня рекомендуется обходиться без пищи вообще, допустимо лишь пить воду - то есть это два дня полного голодания (и эти рекомендации сохраняются до сих пор). В остальные дни первой недели по пятницу включительно полагалось есть только хлеб и невареную растительную пищу (сырые овощи), да и то один раз в день - вечером. В субботу и воскресенье допустимы были вареные овощи с растительным маслом, а также небольшое количество виноградного вина крепостью не более семи градусов. Далее, со второй по шестую неделю включительно, питаться полагалось по той же схеме: с понедельника по пятницу - сырые овощи с хлебом и вода, в субботу и воскресенье - вареные овощи с растительным маслом и вино. В первые три дня Страстной недели постились так же - то есть употребляли один раз в день сырые овощи с хлебом и воду. В четверг этой недели позволялись вареные овощи с растительным маслом и вино. В Страстную пятницу предписывалось ничего не есть, как и в Великую субботу, накануне Пасхи, когда только в третьем часу ночи позволялось немного хлеба с водой. Таким образом, в Великий прет кроме овощей и хлеба практически ничего не ели, исключение составляли лишь два дня - праздник Благовещения и Вербное воскресенье, когда дозволялась рыба.
В наши дни правила для мирских людей не так строги. Во все недели поста, кроме первой, четвертой и седьмой, позволяется есть даже рыбу. Но все же надо помнить, что основным блюдом в Великий пост являются овощи, и постараться не злоупотреблять другой пищей.
Великий пост приходится на весну, и основные продукты этого поста - овощи и фрукты. Поскольку весной особого фруктово-овощного изобилия не наблюдается, в выигрыше окажутся те, у кого сохранились до весны домашние заготовки - соления и варения. Упор придется сделать на морковь, лук, капусту, свеклу, консервированный зеленый горошек, другие бобовые, яблоки, апельсины, а также сухофрукты и орехи. Этот набор продуктов лишь кажется скромным. Из него можно приготовить множество самых разнообразных блюд.В наше время для мирян это совсем не обязательно - поэтому при желании можете позволять себе вареные овощи, растительное масло и даже рыбу не только в выходные дни и в праздники Благовещения в Вербное Воскресение, но и в другие дни поста, за исключением, разумеется, Страстной недели.
 
МаргаритаДата: Суббота, 05.03.2011, 21:24 | Сообщение # 3
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 203
Награды: 3
Репутация: 2
Статус: Offline
Петров пост, или пост Святых Апостолов, идет вслед за Великим, начинаясь на 58-й день после Пасхи и продолжаясь до 12 июля - дня святых апостолов Петра и Павла.
На первый взгляд введение этого поста кажется странным - ведь только что прошли восемь недель после Пасхи, напоминающие о самых радостных для христиан днях, о Светлом Христовом Воскресении, о сорокадневном пребывании воскресшего Христа на земле, о Вознесении его на небеса и, наконец, о сошествии Святого Духа, которое и положило начало христианской церкви. Казалось бы, вся боль, все страдания остались далеко позади вместе с днями Великого поста, и теперь лишь радость должна наполнять сердце.
Но в реальной жизни все оказывается не так. Да, радости от единения с Богом всегда есть место в сердце - но нельзя забывать и о том, какие страшные испытания приходились на долю тех первых приверженцев христианства, которые были готовы претерпеть любые муки и лишения за открывшуюся им истину, принесенную на землю Христом.
После Вознесения Христа множество мучеников на земле продолжили его дело. Первым из них был архидиакон Стефан, которого иудейский совет осудил к побитию камнями. Первого епископа Иерусалима, главу Иерусалимской церкви Иакова сбросили с крыши, а затем также забросали камнями. Много тысяч первых христиан по приказу римского императора Нерона были сожжены, распяты, растерзаны дикими зверями... Кровью мучеников утверждалось христианство на земле. Среди этих жертв и апостолы Петр и Павел. Оба они были казнены в Риме за проповедь слова Божия.
Именно об их страданиях и напоминает нам Петров пост, предваряющий день памяти святых апостолов Петра и Павла.
Но этот пост - не только напоминание о страданиях первых христиан. Это еще и предупреждение о том, что никогда нельзя забывать о любви к Богу, никогда нельзя возвращаться к прежним грехам. Если мы решили, что все грехи искупили Великим постом, а теперь можно вести прежнюю неправедную жизнь - то грош цена такому посту. Петров пост как бы предупреждает нас об опасности возвращения к прежней греховной жизни, снова призывает нас к силе духа и внутренней самодисциплине.
И все же Петров пост - очень мягкий и щадящий. Во все дни недели, кроме понедельника, среды и пятницы, можно употреблять в пищу все, кроме мяса, яиц и молочных продуктов, - то есть допустимы любые блюда из рыбы и морепродуктов, овощи, фрукты, орехи, блюда из круп и муки, растительное масло. И только в понедельник, среду и пятницу рыба и растительное масло исключаются.
 
МаргаритаДата: Суббота, 05.03.2011, 21:27 | Сообщение # 4
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 203
Награды: 3
Репутация: 2
Статус: Offline
Успенский пост, с 14-го по 27 августа, предваряет праздник Успения Пресвятой Богородицы, приходящийся на 28 августа. Успение - это кончина, окончание земной жизни Богородицы. И Успенский пост - это прощание с нею. Но все же надо знать, что Богоматерь, даже преставившись к жизни небесной, не оставила людей, ведь уже через три дня после Успения она предстала перед апостолами со словами: «Радуйтесь, я с вами во все дни». И с тех пор она навеки остается нашей заступницей перед Богом, и к ней мы обращаемся с просьбой молиться за нас перед ее сыном.
Успенский пост достаточно строгий, рыбу разрешается есть только в праздник Преображения Господня, 19 августа, а растительным маслом сдабривать овощные блюда можно лишь по субботам и воскресеньям. Но Успенский пост переносится легко, во-первых, потому, что он короткий, а во-вторых, потому, что приходится на август - время изобилия овощей и фруктов и начало грибной поры.
Ранняя осень дарит нам овощи, богатые витаминами и полезными веществами: огурцы, помидоры, кабачки, патиссоны, перец, баклажаны, лук, чеснок. Все эти овощи вместе с картофелем составляют основу постного стола, как, разумеется, и грибы, которые в конце лета еще более актуальны, чем в его начале.
Несмотря на то что Успенский пост - строгий, он издавна считался на Руси самым приятным и легким. Оттого сложилась поговорка: «Петровка - голодовка, Спасовка - лакомка».
Ласковое название Спасовка Успенский пост получил за то, что он связуется тремя радостными праздниками - Спасами, в честь Всемилостивого Спаса Иисуса Христа: первый и третий приходятся на начало и конец поста, а второй - на середину.
Спасы примечательны тем, что с каждым из них связано благословение некоторых продуктов питания нового урожая.
В первый день Успенского поста, 14 августа, празднуется Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня - первый Спас. В греческом часослове так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить (выносить) Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней». В Русской Церкви это празднество соединялось с воспоминанием Крещения Руси в 988 году святым князем Владимиром Киевским.
В память о Крещении киевлян в водах Днепра и Крещатика 14 августа совершается освящение воды. Вместе с этим освящается мед, благословляется вкушение его нового сбора. Поэтому в народе первый Спас получил еще название Медовый. Медовый Спас, «медолом» - праздник пчеловодов; пасечники заламывают в ульях первые медовые соты.
На 14 августа кроме праздника первого Спаса приходится день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. «Маккавей - мак вей», - говорили в народе. В южных областях России в этот день освящали мак и цветы, которые потом хранили за иконами в течение года.
Мак был распространенным продуктом в славянской кухне. На маковом молочке готовили постные соковые каши, маковое сочиво было обязательным блюдом в сочельник. И конечно же, использовался он для кондитерских изделий.
На первый Спас пекли медовые пряники, пироги, рулеты, булочки с маком и медом.
19 августа Православная Церковь отмечает праздник Преображения Господня в честь чудесного преображения Иисуса на горе Фавор - второй Спас.
Созревание плодов в садах к концу лета, увенчание ими трудов целого года является зримым образом будущего преображения мира. Освящая плоды в день Преображения, Церковь выражает надежду, что все земные труды освятятся благодатью Божией. В Византии в этот день освящали колосья пшеницы и виноградные гроздья - те плоды, которые во время литургии претворяются в Тело и Кровь Христовы. В России же освящение винограда было заменено освящением яблок. Отсюда праздник получил название «Яблочный Спас».
28 августа празднуется Успение Божией Матери. В день Успения завершатся Успенский пост. Если праздник не приходится на среду или пятницу, то разговляются мясом, в ином случае - рыбой. Мясо же начинают есть со следующего дня - праздника Перенесения Нерукотворного Образа Иисуса Христа из Одессы в Константинополь, или третьего Спаса. В третий Спас было принято освящать орехи, а в некоторых местах - хлеб.
 
МаргаритаДата: Суббота, 05.03.2011, 21:29 | Сообщение # 5
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 203
Награды: 3
Репутация: 2
Статус: Offline
Великому празднику Рождества, великой радости встречи с Христом предшествует Рождественский пост. Он начинается 28 ноября и длится шесть недель до 6 января включительно.
Рождественский пост менее строг по степени воздержания, чем Великий, и напоминает Петровский пост. Если не случается никакого праздника, то в понедельник, среду и пятницу полагается растительная пища без постного масла, во вторник и четверг - с растительным маслом, а в субботу и воскресенье до 2 января к ним прибавляется рыба. Кроме того, рыба разрешается в большие праздники - Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), день святителя Николая Чудотворца (19 декабря), в престольные праздники, на какой бы день они ни пришлись, а также в дни памяти некоторых святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же эти дни попадут на среду или пятницу, то разрешается масло.
Рождественский пост называют иногда крупяным. Хозяйкой стола в это время является каша.
Каша является одним из древнейших блюд человечества. Существует мнение, что хлеб произошел от каши - густая, переваренная каша являлась прообразом пресной лепешки. Постепенно крупу для такой лепешки стали измельчать, и появилась мука, а вместе с ней - пресный хлеб.
На Руси каша была одним из главнейших блюд. Впрочем, кашей в Древней Руси называли не только крупяные блюда, а вообще все кушанья, сваренные из измельченных продуктов. В старинных источниках упоминаются хлебные каши, сваренные из сухарей, рыбные каши и т. п.
Кашу варили из пшена, овса, ячменя, гречи и других круп. Самой почитаемой в России кашей являлась гречневая.
Во время Рождественского поста острее всего ощущается отсутствие мяса в нашем рационе. Восполнить недостаток белка в организме помогают блюда из сои. Соевый стол очень разнообразен, и остается только пожалеть, что он не получил достаточного распространения.
Счастья вам, мира и крепости духа во время поста, но только помните, что поститься надо не гордясь и не хвастаясь этим, не осуждая тех, кто не постится
 
Форум » Духовное богатство многодетных семей » Православные традиции » ПОСТ (Введение)
Страница 1 из 11
Поиск:


Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz