Рассмотрим основные принципы вальдорфской педагогики, из которых вытекают содержание, методы и организация учебно-воспитательного процесса:
1. Гуманистическая направленность.
2. Принцип педоцентризма — выбор содержания и методов воспитания и обучения с ориентацией прежде всего на конкретного ребенка, на актуальное состояние конкретной группы детей и на перспективы именно их развития. Индивидуальный подход к каждому ученику. Учет темперамента, личностных качеств, конкретных семейных обстоятельств и тому подобное.
3. Принцип целостного охвата природы человека — принцип построения программ воспитательного и учебного процессов на основе достижений науки о целостности психического, духовного и физического естества человека и понимания органических метаморфоз (то есть процесс развития ребенка идет не линейно, а скачкообразно, и в этом процессе происходят существенные изменения, появление новых качеств — это в свое время заметил еще Гете).
4. Принцип возрастного соответствия (связанный с первыми двумя принципами) — соответствие дидактики и методики обучения с психолого-педагогическими характеристиками детей конкретного возрастного этапа.
5. Принцип разносторонности и гармоничности в воспитании и обучении — идея гармонического объединения в учебном и воспитательном процессах факторов развития интеллектуальных, чувственных и волевых функций личности.
6. Принцип обязательного чувственного переживания. Он предусматривает объединение познавательной и эмоционально-волевой проработки детями материала, который им дается. Путь к понятию проходит через чувственные переживания у детей, который педагог пробуждает с помощью собственных художественных способностей. Становится реальным один из основных педагогических принципов: объединение процесса воспитания и процесса обучения, которое возносит педагогику до уровня искусства. Обобщенно его можно представить в такой словесной формуле: «Я делаю — я люблю — я размышляю».
7. Принцип связанности с жизнью. Обучение должно иметь практическое направление. Воспитательная и учебная работа постоянно связана с реалиями и ритмами окружения.
8. Принцип объединения национального и общечеловеческого в воспитании — выход к общечеловеческим ценностям через изучение национальной и мировой культуры.
9. Принцип религиозной толерантности. Несмотря на то, что вальдорфское учебное заведение не пропагандирует ни одной религиозной конфессии, оно привлекает к содержанию учебно-воспитательного процесса общечеловеческие достояния духовной культуры.
10. Принцип объединения социального (коллективного) и индивидуального — формирование самостоятельной, самодовлеющей личности, которая умеет ощущать и уважать потребности окружения и положительно влиять на развитие и реализацию других людей. Необходимой предпосылкой для воплощения этого принципа есть соображение важности сотрудничества педагогов, родителей и окружения.
11. Принцип уважения личности ребенка, его чувств, способностей и потенциальных возможностей. Педагог избегает способов мотивации обучения, которые обращаются к эгоизму, честолюбию, страху.
12. Принцип свободы в самоопределении. Конечная цель воспитания ребенка — мировоззренческое, социальное и профессиональное свободное самоопределение каждой отдельной личности в контексте культурного осознания своей индивидуальной свободы и ответственности. (В частности, это означает большое количество занятий эстетичного и практически-прикладного направления.)
13. Коллегиальное управление образовательным учреждением — все решения по педагогическим и хозяйственным вопросам жизни школы или сада принимаются коллегиально.
© Вальдорфская школа «Ступени».
|